5 (17) декабря 1812 года

Рубо - панорамных дел мастер

Франц Алексеевич Рубо родился 5 (17) июня 1856 года в Одессе, в семье французского коммерсанта. В детстве у Рубо открылась склонность к живописи, и отец отправил будущего художника учиться в Одесскую рисовальную школу, которую Рубо посещал с 1865 по 1877 год. Продолжить образование ему удалось в мюнхенской Академии художеств, одном из самых престижных художественных вузов Европы. Пребывая в Мюнхене, Франц Рубо тем не менее каждое лето уезжал в Россию, путешествовал по Украине, Средней Азии и Кавказу, делая там многочисленные этюды.


Штурм Аула Ахульго, Ф.А. Рубо 1890 г.

Кавказ для молодого художника стал любимой темой творчества, первые жанровые батальные композиции Рубо были так или иначе связаны с Кавказом. «Атака запорожцев в степи» и «Кавказец-кавалерист» - самые известные работы художника в этот период. Эти работы были выполнены в духе передвижников и принесли начинающему живописцу признание и известность. В 1886 году молодой художник получил правительственный заказ на написание девятнадцати картин для военно-исторического музея Тифлиса «Храма Славы». Музей был призван увековечить героизм российских солдат, сражавшихся на Кавказе, в Иране и Средней Азии. Цикл картин Рубо охватывал огромный исторический период – от походов Петра I до «Сражения на реке Кушке 22 августа 1839 года».

В это время, работая над «кавказским» циклом картин, Франц Алексеевич, впечатлённый драматизмом кавказской войны, приступает к созданию первой российской панорамы «Штурм аула Ахульго». Для создания такого шедевра Рубо отправился в Мюнхен, в то время столицу панорамного искусства, взял в кредит 35 тыс. марок и создал колоссальное полотно, длиной в 120 метров и высотой в 12. В течение долгих двух лет художник с помощниками трудился над панорамой, а после это еще пять лет не мог реализовать свой шедевр и подвергался преследованию со стороны кредиторов.

Однако в Мюнхене его панорама, названная «Покорение Кавказа», пользовалась огромной популярностью. За эту работу художник был награжден орденом Святого Михаила и был избран профессором Баварской академии художеств.

С 1901 года Рубо работал над гораздо более масштабной панорамой «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.», избрав для изображения штурм Малахова кургана. На сей раз с работой художник справился быстрее, и панорама была открыта в 1905 году к празднованию юбилея окончания обороны. Этот шедевр стал настоящей энциклопедией воинской жизни того времени, постоянно привлекая к себе все новых и новых зрителей. Во время Великой отечественной войны панорама была разрушена, но затем вновь отреставрирована и открыта в 1954 году, в 100-летие Севастопольской обороны. До сих пор она считается одной из лучших в мире.

В 1909 году в России начинается подготовка к празднованию 100-летнего юбилея войны 1812 года и главного события той войны – Бородинской битвы. И Франц Алексеевич снова предлагает написать панораму, которая бы красочно и наглядно изобразила это великое сражение. Инициатива художника была поддержана на высочайшем уровне, и баталист принялся за работу. С первых же шагов Рубо сталкивался с массой трудностей – начиная от общего сценария, заканчивая такими деталями, как положение ружья при движении батальона. Изначально художник планировал последовательно изобразить ход боевых действий с 10 утра и до 12, что панорамное искусство вполне позволяло. Однако комиссия, занимавшаяся проведением торжеств, предложила изобразить на полотне момент падения Семеновских флешей и массированные атаки наполеоновской кавалерии на деревню Семеновское.


Ф.А. Рубо, Панорама Бородинской битвы, 1912 г. (кликните на картинку для просмотра всей панорамы)

Изменить сюжет пришлось по политическим причинам – это было время формирования Антанты и упрочнения русско-французского союза, к которому позднее присоединилась и Великобритания. Рубо с досадой отмечал: «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов».

Подготовительные работы заняли два года, само же полотно было написано за 11 месяцев. Для экспозиции панорамы был сооружен временный деревянный павильон. Работа Франца Алексеевича осложнялась еще тем, что он выступал не только в качестве художника, но и как архитектор панорамного павильона. Летом 1912 года работа наконец была завершена. Сам художник отмечал, что она получилась удачнее и лучше севастопольской. Бородинская панорама стала последней панорамой, созданной мастером.

В 1913 году Франц Рубо уехал в Германию, как он думал, временно. Однако судьба распорядилась иначе, в Германии художник остался навсегда. Последующие годы оказались крайне тяжелы для него – начавшаяся Первая мировая война, а затем и Октябрьская революция в России вынудили Рубо остаться в Европе.

Франц Алексеевич Рубо был французом по национальности, большую часть своей жизни провел в Германии, однако сам считал себя русским живописцем. «Я родился и жил более 22 лет в России, где получил образование, я пишу картины исключительно из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником».

В Европе Рубо не удалось написать ничего близкого по художественной ценности к Бородинской панораме. В это время он не получает больше заказов из России, а приспособиться к жизни в Германии художник-француз так и не смог, и умер в забвении.



Код для размещения ссылки на данный материал:

Хроника дня: Бой у Лунна

У местечка Лунна казачий разъезд атаковал шедших по Гродненскому тракту австрийцев. В ходе небольшой схватки были освобождены русские пленные: 4 офицера и 42 рядовых. В этом бою казаки, в свою очередь, захватили в плен около 100 человек. Русские войска двигались к Гродно.

Персона: Франц Алексеевич Рубо

Франц Алексеевич Рубо (1856 – 1928), художник-баталист.

Франц Алексеевич происходил из семьи переселившегося в Россию французского коммерсанта. В Одессе окончил гимназию и Школу рисования и черчения. В 1878-1883 гг. учился в Баварской академии художеств в Мюнхене по классу батальной живописи. В 1903 г. стал профессором и руководителем мастерской при Петербургской академии художеств. Создал около 200 картин и рисунков, посвященных военной истории России, а также был автором панорам «Штурм аула Ахульго» (1890) и «Оборона Севастополя» (1904).

В 1910-1912 гг. к 100-летию Войны 1812 г. Рубо создал панораму «Бородино». Большую помощь художнику оказали военные консультанты Б.М. Колюбакин и В.А. Афанасьев. Во время празднования юбилея панорама была открыта в специально построенном деревянном павильоне на Чистопрудном бульваре в Москве. На церемонии открытия панорамы присутствовал император Николай II.

С 1913 г. и до конца жизни Рубо жил в Германии, уже более не создавая великих шедевров.

Ранее:

4 (16) декабря 1812 года
Константин Павлович прибыл в Вильно
Персона: Лев Николаевич Толстой
«Война и мир» Л.Н. Толстого

3 (15) декабря 1812 года
Платов вступил в Ковно
Персона: Афанасий Иванович Красовский
Сокровища Наполеона

2 (14) декабря 1812 года
Бой при Ковно
Персона: Василий Сергеевич Ланской
Польское государство в эпоху наполеоновских войн

1 (13) декабря 1812 года
Ней организовывает оборону
Персона: Василий Верещагин
Василий Верещагин

30 ноября (12 декабря) 1812 года
Мюрат прибыл в Ковно
Персона: Алексей Петрович Ермолов
А.П. Ермолов: «сфинкс новейших времен»