1 (13) декабря 1812 года

Василий Верещагин

Большинство известных полотен, касающихся Отечественной войны 1812 года, написаны были либо «по горячим следам» сразу после войны, либо же к одному из ее юбилеев. Естественно, вневременной всегда являлась тема Наполеона, однако и она со времени восстановления Империи во Франции по большей части была представлена официальными и помпезными изображениями или же романтическими портретами. Мало кого из художников второй половины XIX века интересовал и Русский поход Великой армии. Тем удивительнее было появление знаменитого верещагинского цикла картин, посвященного Наполеону в 1812 году.

Эта серия картин была начата во время пребывания Верещагина в Париже в 1887 году и к 1900 году включала в себя 20 картин, однако художник все еще считал ее незаконченной. Помимо всем известных картин, которые очень холодно приняла публика, а для коллекции после долгого торга купил Русский музей в Петербурге, было создано еще и множество различных этюдов, набросков, были и попросту незаконченные произведения. Одним из таких незаконченных произведений была найденная в 1966 году и недавно вновь представленная публике картина «Наполеон при Березине».

Хотя изначально этот цикл картин изначально должен был быть своеобразным повествованием о гибели великого человека, в итоге он стал превращаться в патриотическую эпопею. В предисловии к каталогу с пояснениями о его картинах художник написал буквально следующее: «…в кампанию 1812 года, Наполеон увлекся до того, что сразу вступил в борьбу с людьми, климатом и пространствами Севера и пал, но облик его через это не потерял своего обаяния, а, напротив, украсившись ореолом страдальчества, стал еще более интересен для всякого мыслящего человека - художника, философа, политика или военного. Литература всех родов уже занималась изучением этой крупной личности, но живопись - искусство сравнительно отсталое в умственном отношении, как требующее трудной специальной техники, - до сих пор почти не затрагивала Бонапарта-человека, пробавляясь Наполеоном-гением, полубогом, стоящим вне условий места, климата и законов человеческой жизни». Своей же главной целью в 1900 году Верещагин объявил «показать великий национальный дух русского народа».

Для того, чтобы избежать ошибок в изображении сцен войны, художник провел целое историческое исследование, результатом которого стал выход в свет его книги «1812 год», а также обширные комментарии к картинам в его каталоге.

Не случайно чем дальше шла работа над циклом, тем больше на картинах художника появлялось русских персонажей, а изображений Наполеона становилось все меньше. Даже после выставки и презентации каталога В. Верещагин не считал этот цикл законченным и планировал продолжить работу в дальнейшем, дополнив его и другими сюжетами из русской истории. В планах художника было создать к 100-летнему юбилею войны еще несколько картин, с такими названиями как: «Занятие Смоленска», «Канун Бородинской битвы», «Совет в Филях». В последние годы жизни художник считал это свою работу едва ли не важнейшей в его художественной карьере, что, конечно, было странным для публики, видевшей в лице Верещагина главного борца с ужасами войны.

Верещагин, будучи профессиональным военным, войны не любил и, подобно Толстому в литературе и Ганди в политике, вел с ней непримиримую борьбу. Его циклы картин, посвященные русско-турецкой войне 1877-78 гг., были выполнены в холодной манере наблюдателя и репортера, фиксирующего всю нелепость войны и некрасивость смерти, что конечно принципиально отличало его от предыдущей традиции.


В.В. Верещагин за мольбертом, 1902

«До Верещагина все батальные картины, какие только можно было видеть у нас во дворцах, на выставках, в сущности, изображали шикарные парады и маневры, среди которых мчался на великолепном коне фельдмаршал со свитой, - пишет известный критик и художник А. Бенуа в своей  «Истории русской живописи», - Здесь и там на этих картинах, в очень умеренном количестве и непременно в красивых позах, были разбросаны pro forma несколько чистеньких убитых. Самая природа, окружавшая эти сцены, была причесана и приглажена так, как в действительности этого не могло быть даже в самые тихие и спокойные дни, и при этом еще все такие картины и картинищи были всегда исполнены в той сладенькой манере, которую занесли к нам во времена Николая Первого Ладюрнер, Зауервейд и некоторое время проживавший у нас Раффе. Эту розовую манеру с успехом сумели перенять все наши доморощенные баталисты (Тимм, Коцебу, Филиппов, Грузинский, Виллевальде и др.), написавшие бесчисленные, очень вылощенные, очень вкусненькие и убийственно однообразные баталии.

Все так были приучены к изображениям войны исключительно в виде занятного, приглаженного и розового праздника, какой-то веселой с приключениями потехи, что никому и в голову не приходило, что на самом деле дело выглядит не так. Толстой в своем "Севастополе" и в "Войне и мире" разрушил эти иллюзии, а Верещагин повторил затем в живописи то, что было сделано Толстым в литературе. Естественно, что когда вместо чистоплотных картинок Виллевальде русская публика увидала картины Верещагина, вдруг так просто, цинично разоблачившего войну и показавшего ее грязным, отвратительным, мрачным и колоссальным злодейством, что публика завопила на все лады и принялась всеми силами ненавидеть и любить такого смельчака».

Действительно отношение публики к картинам Верещагина было очень напряженным, каждый его цикл, каждая его выставка в России вызывала всплеск негодования или одобрения. Однако В. Верещагин был далеко не только русским художником. Со своими полотнами он ездил по всему свету. Его выставки проходили во многих городах Франции, Германии, Англии, США и т.д., на родине же его обвиняли в «американизме», в отсутствии художественного вкуса, в технической убогости – однако все же считали нужным приходить на его выставки и знать его полотна.



Код для размещения ссылки на данный материал:

Хроника дня: Ней организовывает оборону

Около 5 утра Мюрат с частью войск оставил Ковно, а в 9 часов в город вступил Ней, который незамедлительно начал организовывать оборону. Несколько сотен пруссаков с 12 орудиями были поставлены перед мостами через Вилию и Неман, а французская пехота – вдоль берегов этих рек. Ближе к вечеру произошла стычка частей Императорской гвардии с российским авангардом, в ходе которой французы потеряли 23 офицера. Потери рядового состава гвардии не известны. 

Персона: Василий Верещагин
Ранее:

30 ноября (12 декабря) 1812 года
Мюрат прибыл в Ковно
Персона: Алексей Петрович Ермолов
А.П. Ермолов: «сфинкс новейших времен»

29 ноября (11 декабря) 1812 года
Потери французов под Вильно
Персона: Дирк ван Гогендорп
На пути к Вильно: «второй Смоленск»

28 ноября (10 декабря) 1812 года
Занятие Вильны
Персона: Павел Васильевич Голенищев-Кутузов
Занятие Вильны русскими войсками

27 ноября (9 декабря) 1812 года
Отряд Сеславина атакует французский арьергард
Персона: А. Ф. К. Вюртембергский
Царские родственники на войне

26 ноября (8 декабря) 1812 года
Виктор отступает
Персона: Андрей Никифорович Воронихин
Казанский собор в Петербурге