7 (19) декабря 1812 года

Храм Христа Спасителя

Идея возвести храм-памятник в честь победы в войне 1812 года родилась у Александра I вскоре после окончания войны. В декабре в Вильно император подписал Манифест о построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя, в котором провозгласил, что «спасение России от врагов, столь же столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами… есть явно излиянная на Россию благость Божия».

Попытка №1: грандиозный замысел

Практически сразу в Москве началась работа. В объявленном тендере на проект храма приняли участие такие известные архитекторы, как Осип Бове, Доминико Жилярди, Джакомо Кваренги, А.Н. Воронихин и многие другие. Однако победу одержал малоизвестный 25-летний архитектор Александр Витберг.


Проект А. Витберга

Молодой архитектор задумал возвести поистине грандиозное сооружение. «Храм во имя Христа Спасителя! Идея новая. Доселе христианство воздвигало свои храмы во имя какого-либо праздника, какого-нибудь святого; но тут явилась мысль всеобъемлющая…этот храм должен быть величественен и колоссален, перевесить, наконец, славу храма Петра в Риме» - так восторженно писал о своей задумке Витберг.

Торжественная закладка нового храма произошла в октябре 1817 года, в пятилетие победы России в войне 1812 года. По замыслу зодчего, храм должен был возвышаться на Воробьевых горах, паря над Москвой. Непосредственное строительство храма началось в 1820 году. Материалы планировали доставлять из подмосковного села Васильевского баржами по Москве-реке.


Закладка храма на Воробьевых горах, 1817 г.

Однако в ходе разработок мраморную жилу разрушили, окрестные поля засорили камнями, затруднив земледелие, и владелец села Яковлев, отец Герцена, подал на Витберга в суд. К 1826 году выделенные на строительства средства иссякли из-за злоупотреблений подрядчиков. Архитектор около года вел безрезультатную войну с чиновниками, однако избежать обвинения в коррупции ему так и не удалось. К этому времени скончался Александр I, покровительствовавший зодчему, и новый император Николай I повелел строительство прекратить и провести расследование. Вся вина за срыв работ была целиком и полностью была возложена на Витберга, который в 1835 году был сослан в Вятку.

Попытка №2: сбережение издержек

Комиссия же, обследовав место строительства, пришла к выводу, что почва на Воробьевых горах слишком непрочная и может не выдержать давления массивного сооружения. Поэтому Николай Iобъявил новый тендер на строительство храма на месте старинного Алексеевского женского монастыря, перемещенного в Красное Село. В тендере участвовали проекты архитекторов Ф.М. Шестакова, И.Т. Таманского, снова О.И. Бове и многих других, однако был принят проект Константина Тона.

Новый проект храма не был таким новаторским и грандиозным, как проект Витберга, однако он был добротный и надежный. Как выразился один из современников, Тон «весьма хорошо уразумел, что в наше время не выдумывают новых языков, но совершенствуют и обогащают существующие наречия».


Храм в 1881 г.

Тон не повторял ошибок Витберга, к строительству подходил экономно и перепроверял практически каждый шаг подрядчиков. В результате ему удалось свести коррупцию к минимуму, и он несколько раз получал премии за «сбережение издержек». В 1839 году состоялась вторая торжественная попытка заложить храм, на сей раз удачная. Здание возводилось из кирпича и облицовывалось белым мрамором, который добывался у села Протопопово Коломенского уезда Московской губернии. К 1853 году наружная отделка храма была завершена, однако отделка интерьеров продолжалась еще 30 лет.

Память о войне 1812 года

В росписи храма принимали участие выдающиеся художники: П.В. Басин, Ф.А. Бруни, М.А. Врубель, К.Е. Маковский, А.Г. Марков, Т.А. Нефф и другие. Сюжеты росписей и убранства были подобраны митрополитом Филаретом так, чтобы даты церковных праздников совпадали с датами военных событий европейской войны 1812-1814 годов. Во впадинах нижнего коридора храма помещалось 177 мраморных плит с полным хронологическим описанием сражений. На 59 стенах помещались все значимые события той войны: от Высочайшего приказа армиям и рескрипта о вступлении французов в пределы России до указа Александра I Синоду об установлении празднества 25 декабря (по Юлианскому стилю). На мраморных плитах была увековечена память обо всех воинах, погибших, раненных и награжденных в ходе войны 1812-1814 годов.

Живопись храма, по замыслу Николая, должна была напоминать о милостях Господних, ниспосланных на Россию в течение девяти столетий христианства.

Судьба храма

Строительные работы окончательно были закончены в 1881 году, освящение храма планировалось приурочить к коронации Александра II, но российский император пал жертвой покушения народовольцев. Поэтому храм был освящен уже при Александре III, в 1883 году. В 1912 году рядом с храмом был воздвигнут памятник Александру III, однако простоял он всего шесть лет, и в 1918 году был разрушен большевиками.

Судьба храма вскоре повторила судьбу памятника: в 1931 году он был взорван, и на его месте началось возведение дворца Советов, прерванное Великой Отечественной войной. После войны в образовавшемся котловане был сооружен бассейн.


Разрушение Храма в 1931 г.

Восстановить храм заново правительство Москвы решило лишь в 1994 году. Проект храма был разработан архитектором М.М. Посохиным. Окончательно храм был воссоздан в 2000 году. Вместо мраморных скульптур фасад украсили скульптуры бронзовые, отлитые Зурабом Церетели. Круглые барельефы, располагавшиеся в закомарах, были заменены даже не на бронзовые, а на пластиковые. 



Код для размещения ссылки на данный материал:

Хроника дня: Давыдов подходит к Гродно

Отряд генерала Васильчикова занял местечко Мосты. Отряд Д.В. Давыдова подходил к Гродно.

Персона: Константин Андреевич Тон

Константин Андреевич Тон (1794-1881), архитектор.

Происходил Константин Андреевич из семьи «золотых дел мастера» и в 1803-1815 гг. обучался в Петербургской Академии Художеств под руководством А.Н. Воронихина. В 1819 г. он отбыл в творческую заграничную командировку, из которой вернулся в 1828 г., после чего начал преподавать в Академии Художеств. Тон проектировал гражданские и культовые здания, был создателем так называемого русско-византийского стиля в русской архитектуре.

В 1829 г. Тон представил на конкурс проект Храма Христа Спасителя в Москве, который был утвержден Николаем Iв 1832 г. После этого и до конца жизни Тон пользовался неизменным расположением императоров Николая I и Александра II, а с 1857 г. он был официальным придворным архитектором. В конце 30-х годов XIX столетия создал проект реконструкции московского Кремля, пострадавшего в 1812 г.

В конце 30-х годов по его проекту был сооружен Большой Кремлевский дворец с парадными залами, названными в честь российских орденов Георгиевским, Владимирским, Александровским, Андреевским и Екатерининским. В конце 40-х – начале 50-х по проекту зодчего было возведено новое здание Оружейной палаты. Все эти постройки существенно изменили облик московского Кремля. 

Ранее:

6 (18) декабря 1812 года
Наполеон в Париже
Персона: Юг Бернар Маре
Возвращение Наполеона в Париж: Франция и Европа

5 (17) декабря 1812 года
Бой у Лунна
Персона: Франц Алексеевич Рубо
Рубо - панорамных дел мастер

4 (16) декабря 1812 года
Константин Павлович прибыл в Вильно
Персона: Лев Николаевич Толстой
«Война и мир» Л.Н. Толстого

3 (15) декабря 1812 года
Платов вступил в Ковно
Персона: Афанасий Иванович Красовский
Сокровища Наполеона

2 (14) декабря 1812 года
Бой при Ковно
Персона: Василий Сергеевич Ланской
Польское государство в эпоху наполеоновских войн