14 (26) сентября 1812 года

Военное образование в России

К 1812 году 52% офицерского корпуса недалеко продвинулись от образовательного минимума, согласно подсчетам историка Л. Ивченко: т.е. знания большинства офицеров определялись формулировкой «читать и писать умеет». Хотя этот факт и указывает на малограмотность большей части русских офицеров, с другой стороны, он свидетельствует о том, что к началу XIX века безграмотность в офицерской среде полностью себя изжила.

Домашнее образование
Публичных учебных заведений в России тогда было мало. Да и в имеющиеся учреждения высшее дворянство не спешило отдавать своих детей. Это можно было объяснить предрассудками и предубеждениями аристократических семей против казенных учебных заведений.

Таким образом, почти все дворянские отпрыски воспитывались дома, за исключением самых обеспеченных семей, которые отправляли своих детей за границу. На качество домашнего образования, правда, влияли разные факторы. Во-первых, финансовые трудности многих потомственных дворян просто-напросто не позволяли им выйти за рамки элементарной грамотности. Во-вторых, существовала и «кадровая» проблема: грамотных учителей было не так уж много. Преодолеть все эти трудности могло только необыкновенное родительское упорство.

Цесаревич Александр Николаевич
Цесаревич Александр Николаевич c наставником В.А. Жуковским. Гравюра.

Например, известна история о том, как родители А.А. Аракчеева за обучение его навыкам чтения и четырем арифметическим действиям заплатили местному священнику «четверть ржи и две четверти овса». Причем юный Аракчеев уже очень скоро достиг в этих упражнениях гораздо больших успехов, нежели его учитель. Николай Муравьев, получивший очень хорошее образование, благодаря заботам и упорству своего отца, рассказывал о том, как он сдавал экзамен на офицерский чин: «Наступил страшный день, назначенный для экзамена. Полковник Хватов и подполковник Шефлер, которые меня экзаменовали, первый в фортификации, а второй в математике, знали менее моего; я хорошо выдержал экзамен, они остались довольны…». В семье В.И. Левенштерна к проблеме образования подходили не менее серьезно: «Я получил воспитание настолько тщательное, насколько позволяли обстоятельства и местные условия. Я должен отдать справедливость моему отцу, что он не пренебрег ничем, не щадя ни денег, ни забот, чтобы я получил самые разносторонние и основательные познания».

Очень распространенным явлением в то время было приглашение разного рода наставников к детям. Они далеко не всегда были учителями по профессии, и еще реже они были русскими по национальности. Генерал А.Г. Щербатов вспоминал: «Русских наставников вовсе не было, почему все юношество вверялось иностранным, по большей части французам, бродягам, безнравственным и даже невеждам, но часто умным пришельцам, которые вкрадывались в доверенность родителей».

Надо сказать, что мысль о том, что будущие офицеры должны быть умными и образованными, была далеко не само собой разумеющейся для многих родителей в тот период. Так, например, отец братьев Тучковых был довольно строг и суров со своими детьми. Он пророчил им военную службу и не считал, что для этого нужно как-то особо обучать и расширять кругозор будущих офицеров. Сергей Алексеевич Тучков писал: «На третьем году возраста начали уже меня учить читать по старинному букварю и катехизису, без всяких правил. В то время большая часть среднего дворянства таким образом начинала воспитываться… Итак, первый мой учитель был дьячок, а второй солдат. Оба они не имели ни малейшей способности с пользою и привлекательностью преподавать бедные свои познания…»

П.И. Багратион признавал: «Я худо воспитан». Будущий великий полководец сам занимался изучением французского языка, без которого невозможно было обойтись, вращаясь в высшем кругу. Причем овладевал он французской речью «со слуха».

По словам Я.О. Отрощенко, «в то время мало еще было таких людей, которые понимали, что познание наук молодому человеку необходимо; для них достаточно казалось и того, если он умеет читать и писать».

Кадетские корпуса
Будущие офицеры могли обучаться в кадетских корпусах с семилетнего возраста. В конце XVIII века в России существовали: Сухопутный шляхетный (1-й кадетский), Артиллерийский и Инженерный (2-й кадетский) корпуса, Морской кадетский корпус, а также Шкловский графа Зорича (впоследствии Смоленский) кадетский корпус. Помимо этого существовал еще и Императорский Военно-сиротский дом. В 1802 году был открыт Пажеский Его Императорского Величества корпус, готовивший офицеров в свиту императора и в гвардию.

 Мундир кадета
Мундир кадета Сухопутного шляхетного кадетского корпуса (1793)

Однако система образования в кадетских корпусах находилась в прямой зависимости от личных пристрастий руководства корпуса.

М.И. Кутузов писал об уровне образования в 1-м кадетском корпусе: «…кадет учили всему: астрономии, архитектуре, рисованию, танцам, красноречию, бухгалтерскому делу (!), однако они не умели стрелять в цель, не были обучены штыковому бою и совершению маршей, имели смутное представление о боевых порядках…». В. Ключевский писал: «Это был светский университет, где преподают все, кроме того, что нужно офицеру».

В 1795 году Кутузов сам стал директором 1-го кадетского корпуса, сменив лояльного и чуткого к своим ученикам графа Ангальта. Вступив в новую должность, он сказал своим воспитанникам: «Граф Ангальт обходился с вами, как с детьми, а я буду обходиться с вами, как с солдатами».

Интересен тот факт, что именно среди выпускников 1-го кадетского корпуса, где особое внимание уделялось красноречию, сформировалось наибольшее число мемуаристов – С.Н. Глинка, А.Н. Марин, И.С. Жиркевич.

В кадетских корпусах в то время преподавались Закон Божий, русская грамматика, алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, иногда химия, естественная история, политическая история, география. Только в Пажеском корпусе, 1-м и 2-м кадетских корпусах преподавались такие специальные дисциплины, как статистика, архитектура, механика, гидравлика. На обучение военным наукам оставлялись последние два-три года. К ним относились: артиллерия, топография, фортификация, тактика. Занимались юные кадеты и спортом: зимой они катались на коньках, а летом играли в мяч и прыгали через барьер. Интересно, что кадеты занимались и хозяйственной деятельностью: между ними распределяли специальные грядки, чтобы они занимались там посевом овощей.

 Стрелок кадетского корпуса
Стрелок 1-го Кадетского корпуса и обер-офицер Императорского Военного Сиротского военного дома, 1817-1820

Каникул в кадетских корпусах того времени не было, и родителям не разрешалось забирать своих детей из корпуса до окончания срока обучения. Даже короткие встречи родителей с сыновьями были скорее исключением из правил.

Как видно, система обучения в имеющихся на тот момент военных учебных заведениях была далека от совершенства. Более того, их было явно недостаточно для того, чтобы обеспечить армию образованными офицерами. В 1812 году 1-й кадетский корпус выпустил в армию 180 офицеров, 2-й кадетский – 184, Военно-сиротский дом – 128. С нехваткой офицеров и их неподготовленностью к военным действиям пытались бороться. В 1807 году при 2-м кадетском корпусе был создан Волонтерский корпус (Дворянский полк), в котором малоимущие дворяне за казенный счет могли всего за два года подготовиться к военной службе. Общеобразовательных предметов в программе этого учебного заведения не было. По подсчетам Л. Ивченко, в 1812 году среди офицеров, получивших военное образование, почти половина обучалась в Дворянском полку. Перед войной им было выпущено 1 139 учеников.

В общем, можно согласиться с оценкой А.И. Михайловского-Данилевского, одного из самых образованных участников Отечественной войны 1812 года, закончившего Геттингенский университет: «В России государственный человек должен образовывать себя сам в зрелых летах, ибо, кроме обыкновения, которое в самом лучшем возрасте нашем для учения ведет нас на службу, у нас не достает и заведений, где можно бы было приготовиться к высшим военным и гражданским местам».



Код для размещения ссылки на данный материал:

Хроника дня: Кутузов решает идти к с. Тарутино

Чтобы прикрыть Тулу и Брянск, а также Калугу, где были сосредоточены значительные запасы продовольствия и амуниции, Кутузов решил отойти к селу Тарутино Боровского уезда, располагавшегося в 84-х км от Москвы. Русские войска выступили к д. Бабенково Климовского уезда.

Наполеон, чтобы обезопасить Можайскую дорогу, выслал полк гвардейских егерей. Задачей полка было настичь отряд Дорохова, но он уже успел соединиться с главными силами Кутузова. Однако общее наступление, предпринятое Мюратом, вынудило арьергарды Милорадовича и Раевского отойти к Красной Пахре. Арьергард Остермана-Толстого отступил к селу Окулово Климовского уезда.

Персона: Федор Евстафьевич Ангальт

Федор Евстафьевич Ангальт (1732-1794)
Граф Ангальт начал военную службу в Пруссии. В двадцать лет он уже стал флигель-адъютантом короля Фридриха ІІ. Он принимал активное участие в Семилетней войне и был тяжело ранен в сражении при Лоосе, в результате чего попал в плен к австрийцам. В 1763 г. он был произведен в полковники и назначен командиром Вильдауского пехотного полка. В 1776 г. в чине генерал-майора Ангальт вышел в отставку. Однако два года спустя, уже на службе у Саксонии, он участвовал в войне за баварское наследство.

В 1783 г. Ангальт был приглашен Екатериною II на службу в Россию, где получил чин генерал-поручика. Вскоре он был пожалован званием генерал-адъютанта Ее Величества и назначен шефом Финляндского егерского корпуса.

Граф Ангальт просил позволения на путешествие по России, чтобы ознакомиться с ее особенностями. Его желание было удовлетворено и разрешено под видом командировки, в качестве инспектора войск и для осмотра укреплений. Его путешествие длилось почти три года.

В 1786 г. Ангальт возвратился в Петербург, где, представив свои донесения Императрице, в том же году был пожалован орденами св. Александра Невского и св. Андрея Первозванного. 8-го ноября того же года он занял пост генерал-директора 1-го кадетского корпуса.

У самого графа не было семьи, и все его заботы касались воспитанников этого учебного заведения. Его привязанность к ученикам была взаимной. Многочисленные воспоминания свидетельствует об этом: «В корпусе началась новая жизнь. С графом Ангальтом вступил в него и начальник, и отец, и наставник. Он один желал бы заменить всех, если бы можно было; но зато все шли по следам его нежной заботливости о кадетах… Сердце графа Ангальта всегда жило в стенах корпуса, хотя граф Англальт жил за Невою…»

За два дня до своей кончины, граф Ангальт уже больным посетил корпус. Бледный, медленными шагами он обходил сад, беседовал с кадетами и, между прочим, сказал: «слабеет тело мое, но не душа. Вы, мои любезные дети и друзья, всегда были в ней, и она никогда не расстанется с вами».

Ранее:

13 (25) сентября 1812 года
Отряд Дорохова соединился с основными силами
Персона: Петр Иванович Багратион
Петр Иванович Багратион: Бог рати он

12 (24) сентября 1812 года
Отряд Дорохова отбил атаку французов
Персона: Михаил Андреевич Милорадович
Михаил Андреевич Милорадович: русский Баярд

11 (23) сентября 1812 года
Стычка у села Перхушкова
Персона: Александр Петрович Тормасов
Генерал Тормасов

10 (22) сентября 1812 года
Мюрат ищет армию Кутузова
Персона: Авраам Сергеевич Норов
Французы в Москве: история одного бедствия

9 (21) сентября 1812 года
Русские у села Красная Пахра
Персона: Жан Ламираль
Французский театр в Москве