9 (21) сентября 1812 года

Французский театр в Москве

Наш национальный характер и тут остался верен себе.
Домерг

Войдя в Москву, император Наполеон решил остановиться в древней столице России на некоторое время. Он занялся устройством администрации, подготовкой и закупкой провизии, одежды и т.п. Но помимо этого он хотел «несколько скрасить тяжкую долю своих солдат» и решил устроить театр: «он знал, как легко и вместе с тем могущественно влияет это средство на воображение французов».

Французских актеров грабили и русские, и французы
В Москве еще до войны 1812 года существовала труппа французских актеров под управлением госпожи Авроры Бюрсе. В августе 1812 года часть труппы была арестована в качестве «подозрительных» лиц по приказу Ростопчина и выслана из столицы.

Изгнание фр. актрис из Москвы 1812 года
Изгнание из Москвы французских актрис. Карикатура А.Г. Венецианова

Но оставшаяся в Москве часть труппы не покинула город даже во время пожара. По свидетельствам современников, «наших бедных актеров сначала грабили убегавшие русские, потом наши солдаты, которые мало заботились о том, чтобы справиться об их национальности». Они спасались из своих горевших домов, оставались на улице в оборванной одежде и без средств к существованию.

Особое участие в их судьбе принял префект императорского двора Л.Ф.Ж. Боссе. На своем свидании с императором он рассказал ему о бедствиях этой несчастной группы французских граждан: «Он велел оказать им первую помощь, назначил меня главным распорядителем над ними и приказал мне посмотреть, могут ли они в том составе, в каком были, дать несколько представлений, которые могли бы доставить развлечение войскам, расквартированным в Москве».

Через госпожу Бюрсе граф Боссе пригласил актеров и актрис. На встречу они пришли в отрепьях: «Трагик пришел во фризовой шинели и ополченской шапке. Комик - в семинарском сюртуке и треуголке. Другие явились без сапог и с дырявыми локтями. Наконец, пришел и такой, который прикрывал свою наготу случайно уцелевшим у его товарища плащом».

Актриса Фюзи рассказывала о том, как граф Боссе просил ее поступить к нему во вновь организованный им театр:

«Мы хотим, - говорил он, - собрать оставшихся артистов, чтобы дать несколько представлений и концертов перед императором. Тарквинио говорит, что вы прекрасная певица».

«Как? Мне петь перед императором? – вскричала я. – Я скверная певица, поющая только романсы и маленькие арии, тем более, что я не пою больше итальянской музыки, с тех пор как потеряла голос».

«Да, но вы ведь пели дуэты с Тарквинио?»

«Конечно, но ведь это перед дамами без всяких претензий, и просто я пела из любезности, но предстать под видом певицы перед императором – у меня от одного страха парализуется голос. Он такой знаток! Нет, ради Бога, оставьте меня в стороне!»

«Ну, тогда примите участие в водевиле или комедии».

«А вот это другое дело…»

Актерам, действительно, было неловко выступать перед самим императором Наполеоном. Ведь они были лишь рядовой частью труппы, выступающей в России, а не срывающей овации на европейских подмостках. Однако, как вспоминала актриса Домерг: «Это была, разумеется, тень наших блестящих спектаклей в счастливые времена столицы, но теперь не были так требовательны».

Костюмы и помещение для театра
Перед Боссе стоял вопрос о том, где достать костюмы для труппы: «Военные власти собрали в церкви Ивана Великого все, что они могли спасти от пламени, и благодаря любезности графа Дюма, главного интенданта армии, я нашел в этой церкви всевозможные одеяния. Французские актеры достали оттуда бархатные платья и бархатные костюмы, переделали их по своей фигуре и нашили широкие золотые галуны, которые имелись в большом количестве в этих магазинах. Они действительно были одеты роскошно, но их беда была в том, что под этими бархатными платьями некоторые из наших актрис едва имели на себе самое необходимое белье…»

Таким образом, была решена проблема театральных костюмов. Конечно, их нельзя было назвать превосходными, да и сшиты они были на скорую руку. Но этого было достаточно, чтобы оказать необходимый эффект на публику.

Французский театр в Москве 1812 года
На этом месте у Никитских ворот в 1812 году был французский театр

Необходимо было также найти подходящее место для выступления театра. В разрушенной пожаром Москве такое помещение было не так просто отыскать. Однако вскоре Боссе узнал, что в уцелевшем от пожара особняке Позднякова на Большой Никитской была вполне подходящая сцена. Однако в доме уже побывали мародеры: мебель была поломана, драпировка сорвана. Наскоро все исправив и обновив, устроители театра сшили из парчи занавес, отделали ложи, протянули ковры, спустили с потолка люстру.

«Игра любви и случая» на Большой Никитской
Наконец-то, все было готово. На Тверской и в Леонтьевском переулке появились объявления об открытии театра. У входа в него были наклеены рукописные разноцветные афиши: «Сегодня, 12 сентября, представлены будут комедия «Игра любви и случая» и водевиль «Любовник, сочинитель и лакей».

В креслах сидели солдаты. Передние ряды занимала старая гвардия в полной форме с крестами Почетного Легиона на груди. В ложах блистал генералитет и офицерство едва ли не всех народов Европы.

Несмотря на то, что репертуар театра не отличался большим разнообразием, генералы и маршалы со своими штабами так же прилежно посещали театр, как и простые солдаты.

Билеты стоили недорого. Часть сбора должна была идти на освещение и отопление театра. Домерг вспоминала: «Продажа билетов производилась в галерее, рядом с залою, где шло представление. Герцог Тревизский постоянно, входя в театр, клал на стол кассы горсть пятифранковых монет и рублей. Простые офицеры платили также щедро и никогда не требовали сдачи, даже солдаты не пользовались обычным правом платить половинную цену и бросали в кассу больше, чем следовало бы за целое место».

Во время пребывания французов в Москве было сыграно 11 спектаклей. Выступления продолжались вплоть до отъезда французов. Несколько раз было даже устроено нечто вроде балета, исполненного госпожами Ламираль: «Это были настоящие русские танцы, но не такие, которые исполняют в Парижской опере, а те, которые танцуют в России. Вся прелесть этой пантомимы заключается главным образом в игре плеч, головы и всего тела».

Был ли Наполеон в театре?
По словам актрисы Фюзи, император Наполеон присутствовал на спектаклях очень редко. Она писала об одном из таких посещений императором театра:

«Давали пьесу «Начало войны». Во время сцены у окна я пела романс, выбранный мной самой, неизданный романс немецкого композитора Фишера, создавший мне громадный успех во всех салонах.

Когда император был в театре, никогда не аплодировали, но этот никому незнакомый романс произвел нечто вроде сенсации. Наполеон, разговаривая с кем-то, не слышал моего пения, и спросил управляющего дворцом Боссе: «Что такое?» Тогда тот пришел ко мне и попросил повторить номер. Я так взволновалась, что голос мой стал дрожать, и я думала, что не смогу успокоиться. Однако все-таки я оправилась, и с тех пор этот романс стал самым модным. Повсюду меня просили его петь. Даже Неаполитанский король просил меня переделать его для него».

Но из большинства воспоминаний той поры выходит, что Наполеон никогда не посещал театр. Видимо, Фюзи несколько лукавила в своем сообщении. Для императора было устроено особое «развлечение»: перед ним выступал «превосходный» певец Тарквинио и пианист Мартини. Коленкур вспоминал об этом: «Тарквинио настойчиво желал петь для императора. Он пел два раза перед ним. Это происходило в совершенно домашней обстановке и продолжалось не более получаса; присутствовали только офицеры из свиты императора».



Код для размещения ссылки на данный материал:

Хроника дня: Русские у села Красная Пахра

Кутузов с главными силами переправился на правый берег р. Пахры и расположился у села Красная Пахра. Войска прикрывал арьергард Раевского. Тем временем на Рязанской, Каширской и Тульской дорогах были оставлены казачьи полки подполковника К.И. Харитонова, которые должны были отступать по этим дорогам, а не к арьергарду, чтобы не выдать истинного положения армии.

Для того чтобы нарушить коммуникации французов на Можайской дороге, Кутузов выделил «летучий отряд» И.С. Дорохова, задачей которого было уничтожение французских обозов. Вечером отряд Дорохова выступил из с. Десна к Можайской дороге и в полночь остановился у деревни Шараповка.

Персона: Жан Ламираль

Жан Ламираль (гг. рожд. и смерти неизв.)
Жан Ламираль был выдающимся французским балетным деятелем. Его имя известно в России, прежде всего, потому, что он был одним из тех, кто приехал в Россию способствовать становлению русского балетного искусства.

Ламираль учился в Парижской консерватории. Позже работал в европейских танцевальных труппах в Париже, Лондоне, Амстердаме, Вене. Еще тогда, до 1803 г., Ламираль вместе со своей супругой балериной Елизаветой, а также с двумя дочерьми – Розой и Аннетой гастролировал по Европе.

В 1803 г. Ламираль получил приглашение от директора Санкт-Петербургской немецкой труппы господина Мире и приехал в столицу Российской Империи. Вскоре семья Ламиралей перебралась в Москву, получив в 1806 г. приглашение от дирекции императорских театров. После осложнений в франко-русских отношениях Ламиралю предложили принять русское подданство или вернуться на родину. Ламираль предпочел остаться в России.

Он продолжал работать в московском балете и одновременно преподавал в театральном училище при императорских театрах. Ламираль являлся руководителем московской балетной школы в 1806-1808 гг., пока его не сменил переехавший из Петербурга Доминик Лефевр.

В 1808 г. специально для московской императорской труппы был построен деревянный Арбатский театр (известным архитектором Карлом Ивановичем Росси). К его открытию он поставил большой балет «Олимп», позже - «Тщетная предосторожность», главную роль в котором исполняла его жена Елизавета. Он поставил немало балетных миниатюр, и в современной балетной историографии он известен как любитель балетов «со сражениями, в которых много фехтовальных сцен».

Накануне Отечественной войны 1812 г. он вышел в отставку и стал давать уроки танцев отпрыскам аристократических семей, причем считался одним из самых лучших преподавателей в Москве. Его частые встречи с французами вскоре привели к тому, что он был арестован в числе 40 других иностранцев и отправлен из Москвы на барже в Нижний Новгород. До сих пор не совсем ясно, сопровождала ли его жена в этом «изгнании», так как по многочисленным свидетельствам она была одной из участниц «французского театра», устроенного во время пребывания Великой армии Наполеона в Москве.

Ранее:

8 (20) сентября 1812 года
Начало Тарутинского маневра
Персона: Александр Францевич Мишо де Боретур
Реакция русского общества на взятие Москвы

7 (19) сентября 1812 года
Пожар в Москве достиг своего пика
Персона: Жан Батист Бартелеми де Лессепс
Французы в Москве: водворение порядка и экономическая диверсия

6 (18) сентября 1812 года
Наполеон предлагает мир
Персона: Федор Васильевич Ростопчин
Информационная война графа Ростопчина

5 (17) сентября 1812 года
Отступление русской армии к Каширской дороге. Планы Наполеона по захвату Петербурга
Персона: Иван Иванович Лажечников
Эвакуация Москвы

4 (16) сентября 1812 года
Пожары в Москве. Захват Пинска
Персона: Иван Акинфиевич Тутолмин
Московский пожар