13 (25) декабря 1812 года

Архитектор всея Москвы

«Допожарная» Москва, о которой так много будут сокрушаться москвичи, возникла далеко не сразу, еще в середине XVIII века старую русскую столицу бранили за средневековую неупорядоченность сети улиц и застройки, многостилье, множество деревянных строений, бесконечные огороды и многие другие неугодные просвещенному веку «варварские» вольности. Однако ж при том никто Москвы сносить и перепланировать, как это происходило со многими другими древними русскими городами в правление Екатерины Великой, не собирался: для нее избрали более мягкий вариант – возведение и реконструкция ряда зданий, организующих большие городские пространства, «задающих тон» для всего городского строительства. Среди прочих в организации единого пространства «допожарной» Москвы большую роль сыграл и Матвей Федорович Казаков, ставший ее подлинным отцом и благодетелем.


Здание благородного собрания в 1840-е гг.(справа)

Матвей Федорович, в отличие от многих своих современников, никогда не учился заграницей, всю жизнь проведя в России. При этом его работы ничем не уступали произведениям его коллег-современников, специально ездивших учиться архитектурному делу в Европу. Фактически Матвея Казакова можно считать первым архитектором русской школы.

За несколько десятилетий своей активной и чрезвычайно продуктивной работы Матвей Федорович спроектировал и построил для Москвы множество общественных зданий и особняков, в Кремле и на окраинах, создал собственную архитектурную школу, в которой выучились многие известные в будущем русские архитекторы, такие как, например, Осип Бове и Иван Еготов, поспособствовал распространению в старой столице классицизма и «готического» стиля. А ведь к многочисленным постройкам, участие в которых принимал лично М.Ф. Казаков, нужно прибавить и те, для которых он составлял планы и описания, и те, которые были построены его ближайшими учениками под его именем! Фактически вся та Москва, которую увидели французы в 1812 году, была «казаковской».


Здание Сената в Кремле

Своими классицистическими постройками, с колоннадами, портиками, фронтонами, куполами, минималистским декором, казенным желтым цветом, Казаков и ученики как будто упорядочивали хаос московских улиц, выравнивали и спрямляли их. Конечно же, мечтой Матвея Федоровича было создать и вовсе классицистически четко спроектированный город, как это было в Петербурге, но обстоятельства времени и места, слава Богу, никак не допускали такого поворота, что и создало образ старинной «барской» «допожарной» столицы, где среди средневековых стен, множества тенистых садов находится место и для величественных европеизированных зданий.

Среди множества построек, приписываемых архитектору Казакову, можно выделить несколько наиболее значимых, ставших впоследствии градостроительными доминантами: Петровский путевой дворец (1776-1780 гг.), здание Сената в Московском Кремле (1776-1787 гг.), первое здание Московского университета (1786-1793 гг.), после пожара перестроенное архитектором Жилярди, Дом дворянского собрания на Большой Дмитровке (1784-1790-е гг.), более известный по советскому названию «Дом союзов», здание Голицынской (ныне - Первой городской клинической) больницы (1794-1801 гг.).

Еще одним, несомненно заслуживающим упоминания, но при том не вполне казаковским объектом является дворцовый комплекс в Царицыно, который Матвей Федорович был назначен перестраивать после опалы своего друга и учителя Василия Баженова. Этот чрезвычайно неудобный случай показывает еще одно важное умение архитектора Казакова – практическую сметку и умение говорить с заказчиком. Матвей Федорович был в этом смысле чрезвычайно практичным человеком: он контролировал постройку своих зданий на всех этапах от проектирования до отделки, создал для нужд строительства в Подмосковье специальный кирпичный завод, открыл и стал разрабатывать залежи камня. В отличие от многих других, и в первую очередь, от своего друга-конкурента В. Баженова, он своим ремеслом зарабатывал достаточно для содержания своего имения.


Руины Царицинского дворца до реконструкции

В 1801 году М.Ф. Казаков подал прошение императору об увольнении со службы и назначении пенсии за труды, что было полностью удовлетворено. В последние годы жизнь престарелый архитектор занимался составлением «Архитектурных альбомов», представляющих планы и фасады московских «партикулярных зданий». Фактически это было своеобразное подведение итогов развития Москвы за XVIII век – здесь были представлены лучшие городские постройки авторства самого Казакова и многих других архитекторов. Однако выборка была во многом случайна, и некоторые признанные шедевры в альбомы по тем или иным причинам не попали (например: дом Пашкова и усадьба Апраксиных). Для потомков эти 13 казаковских альбомов стали важнейшим памятником старой Москве, ведь большинство изображенных там зданий погибли в пожаре 1812 года. Вместе со своими строениями ушел и их творец: М.Ф. Казаков умер в октябре 1812 года в Рязанской губернии, куда его увезли из Москвы родственники, кончину пожилого архитектора ускорило известие о московском пожаре.


Руины Петровского путевого дворца после отступления фарнцузов, гравюра первой четверти XIX века


Код для размещения ссылки на данный материал:

Хроника дня: Русские преследуют Гранжана

Паулуччи прибыл в Обербатау, неподалеку от которого были обнаружены силы неприятеля. Преследованием дивизии Гранжана занимался авангард под командованием генерала Е.И. Властова. 

Персона: Матвей Федорович Казаков

Матвей Федорович Казаков (1738-1812 гг.)

Матвей Казаков родился в семье мелкого чиновника, в 1750 г. его отец умер, и мать решила отдать мальчика, хорошо рисовавшего и любившего наблюдать за строительством, на учение в архитектурную школу князя Д.В. Ухтомского, располагавшуюся неподалеку от их дома. Здесь ученики занимались в основном проблемами, связанными с ремонтом и укреплением зданий в московском Кремле, получая бесценные навыки обмерной работы и создания планов. Уже в 18 лет с чином «архитектурии поручика» Матвея Федоровича переводят в мастерскую городового архитектора П.Р. Никитина, где Казаков получил первые навыки по практическому воплощению своих идей. По-настоящему же архитектурная карьера Матвея Казакова началась в 1763 г., когда в результате громадного пожара почти дотла сгорела Тверь. Здесь Кзакову было поручено проектирование фасадов новых улиц, площадей и набережных, а также перестройка нескольких сохранившихся городских особняков в Путевой дворец императрицы, одно из главных зданий города. После 4 лет работы в Твери в 1768 г. Казаков, уже чрезвычайно опытным архитектором вернулся в Москву. Здесь в течение 7 лет он находился в должности помощника архитектора в Экспедиции Кремлевского строения и участвует в сооружении Большого Кремлевского дворца под командой В.И. Баженова. Это сотрудничество с чрезвычайно талантливым зодчим, каким был Баженов впоследствии стало для Казакова прекрасным продолжением карьеры. Вскоре Матфее Федорович получает звание архитектора и начинает самостоятельную карьеру. В 1770-90-е гг. он, будучи любимчиком императрицы и московских «тузов», строит множество общественных и частных зданий, среди них здание Сената, здание Московского университета, Петровский путевой дворец, здание Голицынской больницы, дом Дворянского собрания, Царицынский дворец, дом Е.И. Козицкой (там ныне универмаг «Елисеевский»), Дворец московского генерал-губернатора, церкви Митрополита Филиппа и Космы и Дамиана (на Маросейке) и проч. Одновременно М.Ф. Казаков открывает при Экспедиции Кремлевского строения школу для молодых архитекторов, где обучались И.В. Еготов, О.И. Бове, А.Н. Бокарев, И.Г. Таманский, которые в будущем станут главными продолжателями дела великого градостроителя. В 1805 г. казаковская школа будет преобразована в Архитектурное училище.

В 1801 г. М.Ф. Казаков вышел в отставку и занялся составлением фасаднического плана Москвы и изданием альбомов партикулрярных зданий, продолжая также преподавать в своей школе. В 1812 году родственники решают увезти пожилого Казакова из Москвы в рязанское имение, где архитектор и узнает о московском пожаре. Эта новость потрясла Матвея Федоровича и ухудшило положение его здоровья. М.Ф. Казаков умер, так и не вернувшись в Москву.

Ранее:

12 (24) декабря 1812 года
Русские атакуют отряд Гранжана
Персона: Джорж Доу
Военная галерея Зимнего дворца

11 (23) декабря 1812 года
Победа над пруссаками у Тильзита
Персона: Александр Павлович
Александр I: "Державный сфинкс"

10 (22) декабря 1812 года
Сражения у Немана
Персона: Великий князь Сергей Александрович
Празднование 100-летнего юбилея Отечественной войны

9 (21) декабря 1812 года
Русские в Митаве
Персона: Василиса Кожина
Женщины на войне 1812 года

8 (20) декабря 1812 года
Денис Давыдов взял Гродно
Персона: Иван Иванович Теребенев
Карикатуры Ивана Теребенева