В годы Отечественной войны необычайное напряжение всего российского общества и связанный с ним невероятный всплеск патриотизма привели к действительному расцвету национального искусства, появлению множества новых произведений о войне и России в литературе, живописи, скульптуре и архитектуре. Не остался неохваченным и такой непривычный для русского зрителя начала XIX века жанр, как карикатура.
С самого начала войны 1812 года в европейский и российских газетах, журналах и листках (а иногда и вовсе по отдельности!) стали печататься различные карикатуры на Наполеона, российского императора, видных французских и русских генералов, различные события войны и проч. Наибольшей едкостью отличались английские карикатуры, высмеевавшие часто не только французов, но и своих союзников, русских. Одновременно с тем и в России стали появляться изображения, которые можно было отнести как к карикатурам, так и к особой разновидности лубка. Эти картинки появлялись и по заказу властей, и по личному желанию художников.
Одним из самых известных карикатуристов этого периода был Иван Теребенев. Его карикатуры отличались художественностью и куда меньшей степенью условности в сравнении с многими немецкими, французскими и некоторыми русскими образцами, но при том часто было заметно простое копирование европейских образцов, что особенно было заметно в манере изображения самого императора французов. Главное, что отличало Теребеневские карикатуры от современных ему европейских аналогов – это подбор сюжетов. При внимательном вглядывании в карикатуры Теребенева обнаруживается не только большой художественный талант автора, но и чрезвычайная меткость и едкость его сатирических изображений.
В общественной памяти карикатуры Ивана Теребенева сохранились как чуть ли не важнейшие произведения времени Отечественной войны, осмеивающие Наполеона и показывающие всю бессмысленность его замыслов и особенно похода на Россию. До сих пор существует множество анонимных карикатур, которые исследователи автоматически приписывают именно чрезвычайно плодовитому Теребеневу. Однако реальное значение теребеневских картинок было вовсе не так велико, поскольку все его карикатуры вышли уже после окончания Отечественной войны. Первые из комических картинок художника увидели свет только в феврале 1813 года.
Всего Иван Теребенев издал почти полсотни своих офортов, многие из которых были впоследствии раскрашены. Его карикатуры отличала лаконичность и краткость, часто для разъяснения изображенного даже подписи не требовалось. Если же все-таки появлялась необходимость пояснения, Теребенев сочинял для картинок небольшие афоризмы, сатирические двустишья или диалоги, которые привлекали читателей чуть ли не больше чем сами карикатуры.
В 1815 году под обще редакцией Теребенева вышла азбука «Подарок детям в память 1812 года», в которой были на разные буквы алфавита собраны различные карикатуры с изображением сцен войны 1812 года. Эту азбуку часто называют «теребеневской», хотя работ Ивана Ивановича там всего 16 (из 34). Эта книга стала последней работой художника, поскольку в том же году он умер «от истощения сил». Впоследствии многие работы Теребенева будут перепечатаны (некоторые даже в цвете) в ряде изданий, посвященных 100-летнему юбилею Отечественной войны.
Твитнуть |
|
Код для размещения ссылки на данный материал:
Денис Давыдов подошел к Гродно. В городе находилось 2 баварских батальона и небольшой отряд генерала Ф.Фрелиха. По приказу Давыдова ротмистр А.Н. Чеченский вступил в переговоры с Фрелихом, в результате которого неприятель сдал город с магазинами на условии, что российские войска в течение 2-х дней не станут переходить Неман и вести боевые действия. Из Гродно неприятель вывел около 6 тыс. литовских и баварских войск. В Гродно Давыдов освободил коло 500 русских пленных.
Иван Теребенев родился в 1780 г. и с детства проявлял любовь к рисованию. К 1800 г. он с малой золотой медалью закончил курс Петербургской академии художеств, где сначала занимался живописью, а затем скульптурой. После окончания академии Теребеневу был предоставлен пансион и даже началась подготовка к присвоению ему профессорского звания, однако Иван Иванович решил отказаться от казенной поддержки и в 1805 г. уехал в Тверь для работы учителем рисования в гимназии. В 1807 г., не выдержав суровой провинциальной жизни Иван Теребенев вернулся в столицу и создал здесь ряд больших скульптурных работ, сделавших его известным, таких как барельефы на здании Адмиралтейства, статуи для Нарвских триумфальных ворот, скульптуры для главного зала здания Биржи.
С началом Отечественной войны 1812 г. Теребенев начинает работу над рядом карикатур на Наполеона и французов, публикация которых начнется только в 1813 г. Точно атрибутированы Теребеневу 37 карикатур, 16 из которых вошли в азбуку «Подарок детям в память 1812 года»,, выпущенную в 1815 г.
Теребенев умер в начале 1815 г. от «истощения сил», оставив в бедственном положении жену и детей, еще несколько лет живших только на доход от продажи раскрашенных гравюр Ивана Ивановича.